Муниципальные перевозчики продолжали возить пассажиров по установленным и регулярно пересматриваемым в сторону увеличения тарифам по схеме «самоокупаемости с дотацией за льготные категории пассажиров». По сути, это было и остаётся моделью, в наибольшей степени соответствующей международному наименованию 'net cost route contract', а в российскую терминологию конца 2010-х вошло под названием «нетто-контракта» (хотя по формату формирования экономики перевозок к ним относятся и предыдущие два). В транспорте значение слова «нетто» зазвучало как «экономика, основанная исключительно на той выручке, которую можно собрать с пассажиров».
Российские принципы нетто-контрактов отличаются от зарубежных тем, что у нас в муниципалитетах и владельцем, и оператором подвижного состава были и остались одни и те же предприятия – МУПы, реже МКП, или ГУПы – в городах федерального подчинения. В тех зарубежных странах, где зародился этот термин, вариантов было больше. Например, во Франции, подвижной состав и инфраструктура ещё начиная с 1912 года чаще всего оставались муниципальными, а контрактование подразумевало эксплуатационный аутсорсинг.
В любом случае, в модели «нетто» перевозчик выполняет ровно столько работы, на сколько в состоянии собрать денег при установленном регулятором тарифе. Единицей оценки работы, как и в случае с «маршруткой», остаётся перевезённый пассажир.
Дальше начинаются вариации. Они касаются:
– оплаты регулятором пассажирских льгот,
– обязательств перевозчика по характеристикам подвижного состава, в том числе – за чей счёт и по какой статье он приобретается и обслуживается,
– исполнения расписания вообще и по заведомо «невыгодным» рейсам в частности.
В последнем случае в формулу доплаты «выпадающего дохода» приходится включать и неизбежные «перевозки воздуха», а доход размазывать не то на плановое число пассажиров по маршруту всего, не то на пассажиров этих самых рейсов в «не кассовое» время. В общем, бухгалтерия, достаточно сложная и для понимания, и для реализации, и для внешнего контроля, особенно при условии бурного роста неуправляемого и не всегда добросовестного конкурента в виде «классических маршруток».
Местные власти предпринимали разрозненные попытки взять под контроль рынок перевозок. Часть из них даже увенчалась успехом – в 2006-м в Казани, а до этого, пусть и частично, – в Санкт-Петербурге. Но нерегулируемый рынок перевозок продолжал заметно диктовать условия.
Разработка и принятие в 2015 году
Федерального закона № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом…» были, в частности, продиктованы намерениями снизить возможности для конкуренции на линии и сделать системы управляемыми. С этой задачей закон, в определённой степени, справился. По итогам его имплементации к концу 2010-х практически все маршрутные сети в городах стали функционировать на принципах, близких к тем, на которых до этого работали МУПы с ГУПами, а ещё ранее – предшествовавшие им различные транспортные управления советских времён. То есть сети стали «собственностью» городов, а подвижной состав – остался или муниципальной собственностью под управлением городских предприятий, или собственностью перевозчиков, ряд которых вышел из недавних «маршруточников». Перевод практически под полный контроль хотя бы сетей – это значительный шаг вперёд, правда, «смазанный» сохранением и даже явным «выпячиванием» в законе нерегулируемого тарифа в городах. Не на переходный период, а вообще.
В мировой практике нетто-контракты делятся на
маршрутные и
кустовые (зональные), то есть такие, в которые включаются группы или лоты маршрутов. В терминах закона 220-ФЗ постепенно на маршрутные нетто-контракты стали всё больше походить процедуры и последующая работа перевозчиков на основании маршрутных карт и пятилетних свидетельств на осуществление регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (практически та самая бессмертная «маршрутка»). Открытые конкурсы на лоты («кусты» маршрутов) или отдельные маршруты по регулируемым тарифам, которые по причине формата заложенной в них бухгалтерии нередко проводятся со стартовой ценой в один рубль, больше похожи на кустовые (зональные) контракты. Основная разница между этими видами: во втором случае организаторы обязаны обеспечить льготы, хотя и в очень урезанном формате, а в случае с «маршруточными» нетто-контрактами – оплата хотя бы части «выпадающих доходов» перевозчикам – редчайшее исключение. В обоих случаях собранная на борту выручка остаётся в распоряжении перевозчика. Хотя с распространением платёжных карт и технологий значительную часть выручки и собирают через агента – платёжного провайдера.