Опыт ГК «Автодор» по эксплуатации Единой транспортной модели для задач компанииНа недавно прошедшей VII ежегодной международной научно-практической конференции
«Транспортное планирование и моделирование» начальник отдела департамента инвестиционного и стратегического планирования Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»)
Андрей Курочкин рассказал, как госкомпания решает стоящие перед ней задачи транспортного моделирования с помощью Единой транспортной модели (ЕТМ) автомобильных дорог.
В данный момент в доверительном управлении ГК «Автодор» находится 4043 км автомобильных дорог, в том числе 1904 км автодорог в платной эксплуатации, реализовано порядка 18 проектов на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) и привлечено более 235 млрд частных инвестиций. Решение каждой из таких задач требует прогноза интенсивности и выручки. В связи с этим было принято решение разработать для этих целей инструмент, которым и стала Единая транспортная модель автомобильных дорог.
Единую транспортную модель (ЕТМ) автомобильных дорог
разработала в 2013-2014 годах компания SIMETRA, а в 2015 году провела ее калибровку и расширение функциональных возможностей. ЕТМ стала самой масштабной и наиболее детальной транспортной моделью дорог в России, созданной с помощью программного продукта PTV Visum. В 2017 году ГК «Автодор» ввела ЕТМ в эксплуатацию.
Сейчас ЕТМ включает в себя 59 субъектов Российской федерации и более 250 000 км автомобильных дорог, в области тяготения этих автодорог проживает 120 млн человек.
ЕТМ должна содержаться в актуальном состоянии. Для того ежегодно выполняется комплекс мероприятий: замеры интенсивности транспортных потоков, придорожные опросы с целью понимания текущих корреспонденций пользователей дороги, их готовности платить, характера трафика, проводятся макроэкономические исследования, которые включают в себя мониторинг изменения всех параметров: численности населения, изменения рабочих мест, реальных доходов, автомобилизации и т. д. за прошедший год. Также ежегодно выполняется анализ транспортных стратегий субъектов РФ. На основе результатов всех этих исследований проводится перекалибровка ЕТМ.
ГК «Автодор» применяет ЕТМ автомобильных дорог для решения целого спектра своих задач. Рассмотрим некоторые задачи, а также ту пользу, которую приносит ЕТМ в процессе их решения.
Тарифная политика. Когда после строительства дороги вводится платность или принимается решение изменить тарифы, проводятся расчеты на транспортной модели, вырабатывается до 10 возможных сценариев. Благодаря расчетам, можно увидеть интенсивность потоков и выручку по каждому виду тарифа по всей дороге, подготовить портрет пользователя. На этой основе уже предлагается линейка тарифов, система скидок, абонементов и т.д., то
на выходе позволяет получить оптимальный тариф.
Оптимизация проектных решений в части системы взимания платы для участков дорог – строящихся, планируемых к вводу или уже эксплуатируемых. Например, сейчас ГК «Автодор» реализует проект «Реконструкция участка км 33 – км 84 автомобильной дороги М-1 «Беларусь»». В проектной документации была запланирована закрытая система взимания платы из 4 пунктов взимания платы (ПВП). С помощью расчетов на ЕТМ компания предложила вариант с открытой системой взимания платы с 1 ПВП. В результате проект практически реализован, и достигнутая
экономия составляет порядка 5,5 млрд рублей только на одном участке. Второй пример – готовящийся к реализации проект «Реконструкция участка км 65 – км 124 автомобильной дороги М-3 «Украина»». Тут было предложено аналогичное решение – из 3 ПВП оставить 1 ПВП. В результате
экономия составляет порядка 7 млрд рублей.
Выявление точек генерации дополнительной интенсивности в уже реализованных проектах. В частности, один из интересных моментов – это реализация дополнительных транспортных развязок на ЦКАД. С помощью ЕТМ было выявлено, что реализация развязок ЦКАД с некоторыми шоссе даст положительные эффекты для самого ЦКАД. Результаты расчетов интенсивности транспортных потоков с помощью ЕТМ показали, что, например, при реализации развязки ЦКАД с Дмитровским шоссе ожидаемый эффект –
увеличение выручки и интенсивности на всем ЦКАД на 7%, что в масштабах такого проекта – довольно много.
Использование ЕТМ для поиска перспективных проектов. Для их выявления выполняются предварительные расчеты, после чего принимается решение о дельнейшей работе – делать ли глубокое предпроектное исследование или нет.
Данные из ЕТМ используются в качестве исходных данных для предпроектных и проектных работ. Если проектные работы небольшие (например, реализация дополнительного ПВП на съезде или небольшой транспортной развязке), то из ЕТМ выдается
полностью готовый прогноз интенсивности движения для защиты в Главгосэкспертизе.