В Научно-технологическом университете «Сириус» уже 10-й, юбилейный, год подряд реализуется
программа «Большие вызовы», в рамках которой команды школьников со всей России разрабатывают и представляют свои проекты по пяти направлениям:
— «Генетика и биомедицина»,
— «Когнитивные и междисциплинарные исследования»,
— «Новые материалы и нанотехнологии»,
— «Экология и изучение изменений климата»,
— «Большие данные, искусственный интеллект, автоматизированные системы и безопасность».
Командами руководят наставники из числа сотрудников университета «Сириус» и других вузов, а также компаний со всей страны — учёные и практики с большим опытом исследований и разработок.
Под руководством технического директора ГК SIMETRA, научного сотрудника ЦСЭП университета «Сириус», к.э.н. Андрея Прохорова в рамках направления «больших данных» свой проект реализует команда учеников 8-10 классов, увлечённых информационными технологиями.
Ребята трудятся над построением моделей транспортных перемещений по федеральной территории «Сириус». Участники команды проанализируют различные данные, например, о транспортном навигационном графе и маршрутах движения, статистике трафика и другие.
Одна из амбициозных задач проекта — создать имитационную агент-ориентированную модель территории «Сириус», которая выступит в качестве имитации цифрового двойника города для интеллектуальных транспортных систем и концепции «умного города» в части транспортных задач. Всё это будет необходимо команде для расчёта транспортного спроса.
На данный момент завершён первый спринт и проведена предзащита проекта. Для первого этапа стояла задача изучить и разработать методы восстановления (оценки) матриц корреспонденций из разных данных, включая «большие данные».
— Для моделирования транспортных перемещений, в том числе на федеральной территории «Сириус», необходима информация о транспортном спросе. Спрос обычно выражается в виде матриц корреспонденций, отражающих количество перемещений между зонами области моделирования. Такие матрицы можно получить способом «восстановления» (оценки) из различных данных, включая замеры, опросы, треки перемещений, данные с датчиков, данные сотовых операторов. Важно исследовать существующие подходы, наборы данных и разработать методы для расчётов, а также сравнить разные алгоритмы расчёта матриц корреспонденций, в том числе с матрицами классического 4-шагового подхода, провести кросс-анализ. Это позволит предложить инструмент, который даст понимание администрации территории, сколько и каких нужно данных, в каких точках, для того, чтобы сделать более точным расчёт и прогноз транспортного спроса, — рассказал о проводимой работе Андрей Прохоров.
Работа над проектами продлится до 24 июля. Об итогах расскажем в следующих новостях!