Группа компаний SIMETRA, российский разработчик цифровой платформы RITM³, в партнёрстве с Морским государственным университетом им. адм. Г. И. Невельского, разработала цифровой двойник Хасанского транспортного узла Приморского края. Цифровая копия станет инструментом для анализа перспективы развития края и оценки инвестиционных проектов. Проект осуществляется в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
Хасанский транспортный узел является одной из перспективных территорий стратегического развития Дальнего Востока и Евразийской транспортной системы страны, обеспечивая транзит грузов между странами Азии и Россией. Мультимодальный комплекс включает в себя инфраструктуру морских портов, пограничных пунктов пропуска, грузовых терминалов, железно- и автодорожных магистралей юга Приморского края.
Цифровой двойник — это виртуальная копия физического объекта, процесса или системы, которая точно воспроизводит его характеристики и поведение в реальном времени. Создание цифрового двойника востребовано как для уровня коммерческого склада и отдельного транспортного узла, так и для всей цепочки поставок в региональном, национальном и даже глобальном масштабе. Когда такой двойник наделяется алгоритмами искусственного интеллекта, он превращается в инструмент, способный анализировать, моделировать сотни сценариев и прогнозировать будущие состояния транспортного объекта или процесса. Дополняя такой инструмент данными с датчиков интернета вещей (IoT), GPS-трекеров, систем видеонаблюдения и ретроспективной информации можно получить интеллектуальную систему управления транспортной инфраструктурой.
Перед разработчиками стояла задача создать инструмент для оценки текущей логистической ситуации с возможностью прогнозирования ее развития в перспективе. Совместная команда инженеров-программистов и специалистов-транспортников перенесла в цифровой контур текущую маршрутную сеть с учетом грузооборота, проанализировала уровень загруженности инфраструктуры и разработала сценарии по увеличению пропускной способности транспортного узла, включая планы по строительству новых и реконструкции старых объектов.
Итоговое цифровое решение станет инструментом для решения таких задач как:
— оптимизация проектных решений — моделирование грузопотоков до начала строительства позволит выявить будущие «узкие места» и избежать перерасхода средств на переделку инфраструктуры, что позволит обосновать проектные решения и требования к прилегающей инфраструктуре до начала строительства объектов инфраструктуры;
— обоснование инвестиций. Возможность протестировать десятки сценариев нагрузки поможет точно определить необходимую мощность логистических объектов, исключая избыточные инвестиции в неиспользуемые мощности;
— оценка CAPEX и OPEX. Расчёты на цифровых двойниках позволят с высокой точностью оценить инвестиции в проект и операционные расходы.
По оценке SIMETRA, применение цифровых двойников с AI не только на предпроектной стадии, но и в эксплуатации может стать ядром операционной деятельности. Внедрение комплекса технологий окажет влияние на экономические показатели транспортного узла. По расчётам SIMETRA, снижение логистических издержек может составить до 18-30%, сокращение времени доставки — до 25%, а снижение количества используемого транспорта до 30% за счет оптимизации его загрузки и маршрутов.
«Мы наблюдаем переход от точечной автоматизации к созданию целостных, самообучающихся логистических экосистем. Цифровой двойник, дополненный искусственным интеллектом, — это не просто инструмент, а стратегический актив, который позволяет нашим клиентам принимать решения на основе данных, а не интуиции. Это уже не логистика будущего, а реальность, которая доказывает свою эффективность в проектах крупнейших промышленных и логистических компаний России», — отметил Дмитрий Петровский, директор по решениям в сфере транспортно-логистических систем SIMETRA.
Справочная информация
Морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского (Владивосток) — ведущий отраслевой университет Дальнего Востока России, формирующий компетенции в судовождении, эксплуатации судового оборудования, мультимодальных перевозках и управлении транспортной инфраструктурой. В составе университета действует научная лаборатория пространственной логистики, чьи разработки охватывают мониторинг и прогнозирование грузовой базы, моделирование мультимодальных цепочек поставок.