ГК SIMETRA провела по заказу СПб ГУП «Горэлектротранс» исследование работы одного из магистральных трамвайных маршрутов – № 55 и составила рекомендации по повышению эффективности его работы. По итогам старта реализации пилотного проекта в 2023 году, уже удалось сократить время движение трамвая на 6 минут за счёт увеличения скорости с 13,6 до 14,7 км/ч.
Модернизация пути следования трамвая №55 происходит в рамках программы приоритетного проезда общественного транспорта в Санкт-Петербурге на период 2024-2026 годов, а также в рамках формирования 15 магистральных трамвайных маршрутов, в число которых входит 55-й.
В рамках исследования эксперты нашей компании совместно с Центром транспортного планирования Санкт-Петербурга проанализировали все участки маршрута от улицы Шаврова до Придорожной аллеи с помощью ГЛОНАСС-треков перевозчика, изучили текущее состояние инфраструктуры с фотовидеофиксацией и собрали другие необходимые для работы данные. Данные стали основой для создания и высокоточной̆ настройки математической̆ модели, которая позволила сформулировать основные предложения по совершенствованию инфраструктуры и посчитать их финансовый эффект. Итоговые предложения команды SIMETRA структурированы по приоритету и стоимости работ.
Мероприятия, учитывающие рекомендации SIMETRA, начала реализовывать в 2023 году Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга. Специалисты учреждения оценили показатели сокращения потерь времени, а именно – предоставление технологического приоритета трамваю без капиталоемких мероприятий по реконструкции или строительству новых путей, но за счёт настройки фаз светофоров и корректировки расписания движения. В итоге на участке 55-го трамвайного маршрута был скорректирован режим работы светофоров с учётом движения трамваев: за счёт технологии V2X при подъезде трамвая к светофору для него продлевается разрешающий сигнал. Это позволило сократить потери времени и количество вагонов на маршруте.
Кроме того, на улице Политехнической и на участке проспекта Энгельса от улицы Шостаковича до конечного пункта «Придорожная аллея» были отремонтированы трамвайные пути.
Помимо этого, в нескольких местах были внесены изменения в организацию дорожного движения, в том числе, по рекомендации специалистов SIMETRA, в районе ряда перекрестков появился запрет выезда на трамвайные пути. Организована видеофиксация нарушений ПДД, связанных с выездом на пути, а также налажена работа пункта технического обслуживания трамваев «Улица Шаврова», который стал, по сути, полноценным филиалом Трамвайного парка №5.
До 2026 года на пути движения трамвая №55 планируется модернизировать еще 36 светофоров, а также установить два дополнительных. Кроме того, продолжится ремонт путей – работы запланированы на Тихорецком проспекте, площади Мужества и 2-ом Муринском проспекте.
«Математическое моделирование, которое использовалось на всех этапах исследования, показало, что после реализации первоочередных мероприятий скорость трамваев, следующих по маршруту №55, возрастёт на 15%. Это целых 21,8 минуты, которые помогут городу обеспечить перевозку такого же количества пассажиров, используя меньшее количество подвижного состава. Если же сохранить выпуск и уменьшить интервал, то с учётом новой скорости и сокращения времени ожидания трамвая суточный пассажиропоток на маршруте за короткий срок возрастет с 41,6 до 46,5 тысячи человек», — рассказал Владимир Швецов, генеральный директор ГК SIMETRA.