/

Экономические эффекты подхода «транспорт + недвижимость» на примере Гонконга

10 апреля 2023
Фото: скриншоты zoom-трансляции
Директор по решениям в области общественного транспорта SIMETRA Владимир Валдин принял участие в Форуме Транспортная среда в Казани.

Говоря об экологических и экономических эффектах от работы общественного пассажирского транспорта, Владимир отметил, что наиболее интересным подходом для реализации инвестиционных проектов, который пока находится на стадии формирования методики, является «захват (возврат) стоимости земли» (это устоявшийся перевод термина из методики Всемирной организации экономического развития). Этот поход позволяет возмещать и реинвестировать прирост стоимости земли в качестве возврата от реализации инфраструктурных проектов.

Пример. Обычное жилищное строительство. Микрорайон-миллионник (площадь 1 млн кв. м) – это территория, на которой будет проживать порядка 30 000 человек. Если перевести микрорайон-миллионник в стоимость квадратного метра, то получим при нынешних ценах на недвижимость примерно 200-250 млрд рублей. Это сопоставимо с бюджетом Новосибирской области. То есть один микрорайон генерирует добавленную стоимость в размере бюджета крупного развитого региона. Но без транспорта реализация проекта создания этого микрорайона будет очень сложной или невозможной.

Если связать реализацию проекта застройки с эффектом от транспорта, который обеспечивает существование этого проекта, то на стыке и находятся те самые расширенные экономические эффекты, «захват (возврат) стоимости земли», ради которых работает транспорт. Всё взаимосвязано.

В мировой практике такой подход реализует Гонконг и ряд японских транспортных компаний. Их пример показывает, как при помощи комплексного управления мобильностью получить денежное выражение «захвата стоимости земли» в рамках одного предприятия.

Гонконг – семимиллионный город, специальная административная территория на юго-востоке Китая. Эта территория интересна тем, что, благодаря замкнутости, в её пределах в своё время была реализована так называемая модель «транспорт + недвижимость», которая существует до сих пор.

В конце 70-х годов в Гонконге была введена в строй первая очередь системы городского рельсового транспорта под маркой компании MTR (Mass Transit Railway). Изначально это была государственная компания, сейчас она на четверть приватизирована. В дальнейшем железнодорожная сеть разрослась до 200 км, в систему входят линии метрополитена, линия железной дороги, ЛРТ и подвозящие автобусные маршруты. Подход «транспорт + недвижимость» сохранился и показывает высокую эффективность.

MTR осуществляет основной объем пассажирских перевозок и управляет долей недвижимости, которая находится на территории Гонконга (в распоряжении MTR порядка 114 тысяч квартир и 820 тысяч кв. метров коммерческой недвижимости). Получается, таким образом, проактивный подход: компания не только перевозит людей, но и заранее формирует пассажиропотоки и управляет ими по всей сети.

MTR получает прибыть как от недвижимости, так и от проактивного управления мобильностью, постоянно инвестирует и в подвижной состав, и в инфраструктуру. По одному из исследований прошлого года, MTR находится на первом месте по предоставляемому уровню комфорта перевозок общественным транспортом.

Статью Владимира Валдина «Гонконгская модель», как численное выражение вклада общественного транспорта в городскую экономику» читайте на TR.ru Транспорт в России.
Поделиться в соцсетях
ДРУГИЕ НОВОСТИ
ВСЕ МЕДИА
ВСЕ МЕДИА
ВСЕ МЕДИА